Главная » Статьи » Мои статьи |
Шокалюк О.В. О влиянии волонтёрства на процесс профессионального обучения студента-клинического психолога на примере добровольческой деятельности в детском доме-интернате для умственно отсталых детей // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск: КГМУ, 2013. С. 284 – 287. __________________________________________________________________ О влиянии волонтёрства на процесс профессионального обучения студента-клинического психолога на примере добровольческой деятельности в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. О. В. Шокалюк (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург) Процесс профессиональной подготовки, обучения специалиста-клинического психолога бывает направлен, в основном, на аккумуляцию теоретических знаний, на возбуждение мыслительной деятельности, в то время как его включение в профессиональную среду ограничено в силу объективных обстоятельств, несовершенством нормативно-правовой базы, в частности поверхностным знакомством с деятельностью практикующих специалистов, с формальными аспектами работы клинического психолога, с организацией психологической помощи в медицинских и образовательных учреждениях. Такой разрыв между образованием и профессиональным становлением, «между знанием теории и реализацией на практике профессиональных ролей» [1], позволяет преодолеть волонтёрское движение. Добровольная общественная деятельность становится всё более распространённым явлением, «идеей социального служения», имеющей давнюю историю и с течением времени приобретшей черты молодёжной субкультуры со своей системой ценностей, норм, стереотипов поведения [3, 6]. Волонтёрство определяется как «добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказывающимися в сложных жизненных условиях» [7]. Волонтёрство способствует сближению между образованием и другими социальными институтами [4], ослаблению разрыва между научной и практической деятельностью клинического психолога. Добровольная, безвозмездная профессиональная деятельность студента в сотрудничестве с коллективом специалистов и волонтёров является одним из путей развития способности к налаживанию отношений в профессиональном взаимодействии, способом формирования и применения нравственных нормативов в деятельности клинического психолога, приобретения трудовых навыков [3, 6]. Неразрывность интеллектуального, нравственного и трудового воспитательного процесса способствует гармоничному развитию профессиональной идентичности [4, 5] и овладению профессиональными компетенциями специалиста. Студент-психолог в ходе волонтёрской работы погружается в профессиональную среду, не только знакомится, но и примеряет на себя роль специалиста, учится ставить профессиональные задачи и выполнять их, брать на себя ответственность за качество выполняемой работы, за воздействие, оказываемое на людей, с которыми соприкасается клинический психолог в своей профессиональной деятельности. Добровольность такой работы предполагает, что студент самостоятельно, осознанно осуществляет выбор пути освоения профессии, то есть становится активным и «подлинным субъектом своего личностного и профессионального развития» [2], а не пассивным слушателем теоретических и формально-практических курсов. В детском доме-интернате для умственно отсталых детей (ГБУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат") ежегодно проводится летний лагерь, организуемый центрами помощи детям-сиротам. Целью данного проекта является привнесение разнообразия в распорядок жизни детского дома, побуждение интереса воспитанников интерната к внешнему миру, к творческой активности, к взаимодействию с другими людьми. Мы приходим к предположению о том, что добровольческая деятельность студента-психолога (как и вообще представителя «помогающий профессии») в рамках данного проекта качественно воздействует на систему ценностей и мотивов, на отношение к профессиональной роли, к процессу обучения. Волонтёрская деятельность в психоневрологическом детском доме заключалась в организации и проведении творческих, игровых, развивающих занятий в группах для детей, имеющих умственную отсталость преимущественно умеренной и тяжелой степени тяжести. Она потребовала актуализации имевшихся на тот момент теоретических знаний и восполнения недостающих посредством углублённого изучения учебно-методических пособий и монографий, посвященных олигофренопедагогике, дефектологии. Полученные из этих источников знания о нейродинамических особенностях, о специфике когнитивных и эмоционально-волевых процессов, о структуре дефекта при олигофрении по возможности безотлагательно находили опытное применение при организации занятий с учётом зоны ближайшего развития ребёнка; позволили сформировать адекватные ожидания от результативности взаимодействия с умственно отсталыми детьми, ориентироваться на более гибкие критерии оценки, нежели при работе с условно здоровым ребёнком. Опыт работы с умственно отсталыми детьми был получен до ознакомления с курсами специальной психологии, детской клинической психологии, психологии аномального развития, и это оказало влияние на последующее обучение. Теоретический материал находил сопоставление с полученными в ходе волонтёрской работы наблюдениями, становился благодаря соединению с чувственными образами наиболее доступным, ранжировался по степени полезности и применимости в практике. Волонтёрство в социальных учреждениях, способствует переосмыслению учебного процесса, актуализации мотивов учебно-профессиональной деятельности, ориентированию студента на работу по специальности по окончании ВУЗа, включению теоретических положений при организации практической работы. К сожалению, стоит отметить, что студенческая общественность мало уделяет внимания этому важному направлению деятельности. Озабочиваясь формами организации самодеятельности и воспитательной работы, студенческие активы зачастую отдают приоритет разнообразным формам досуга, забывая о главной цели своей профессиональной подготовки.
Литература:
| |
Просмотров: 403 | | |
Всего комментариев: 0 | |