Главная » Статьи » Мои статьи

О влиянии волонтёрства на процесс профессионального обучения

Шокалюк О.В. О влиянии волонтёрства на процесс профессионального обучения студента-клинического психолога на примере добровольческой деятельности в детском доме-интернате для умственно отсталых детей // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск: КГМУ, 2013. С. 284 – 287.

__________________________________________________________________

О влиянии волонтёрства на процесс профессионального обучения студента-клинического психолога на примере добровольческой деятельности в детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

О. В. Шокалюк

(Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Процесс профессиональной подготовки, обучения специалиста-клинического психолога бывает направлен, в основном, на аккумуляцию теоретических знаний, на возбуждение мыслительной деятельности, в то время как его включение в профессиональную среду ограничено в силу объективных обстоятельств, несовершенством нормативно-правовой базы, в частности поверхностным знакомством с деятельностью практикующих специалистов, с формальными аспектами работы клинического психолога, с организацией психологической помощи в медицинских и образовательных учреждениях. Такой разрыв между образованием и профессиональным становлением, «между знанием теории и реализацией на практике профессиональных ролей» [1], позволяет преодолеть волонтёрское движение.

Добровольная общественная деятельность становится всё более распространённым явлением, «идеей социального служения», имеющей давнюю историю и с течением времени приобретшей черты молодёжной субкультуры со своей системой ценностей, норм, стереотипов поведения [3, 6]. Волонтёрство определяется как «добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказывающимися в сложных жизненных условиях» [7].

Волонтёрство способствует сближению между образованием и другими   социальными институтами [4], ослаблению разрыва между научной и практической деятельностью клинического психолога.  Добровольная, безвозмездная профессиональная деятельность студента в сотрудничестве с коллективом специалистов и волонтёров является одним из путей развития способности к налаживанию отношений в профессиональном взаимодействии, способом формирования и применения нравственных нормативов в деятельности клинического психолога, приобретения трудовых навыков [3, 6]. Неразрывность интеллектуального, нравственного и трудового воспитательного процесса способствует гармоничному развитию профессиональной идентичности [4, 5] и овладению профессиональными компетенциями специалиста.

Студент-психолог в ходе волонтёрской работы погружается в профессиональную среду, не только знакомится, но и примеряет на себя роль специалиста, учится ставить профессиональные задачи и выполнять их, брать на себя ответственность за качество выполняемой работы, за воздействие, оказываемое на людей, с которыми соприкасается клинический психолог в своей профессиональной деятельности. Добровольность такой работы предполагает, что студент самостоятельно, осознанно осуществляет выбор пути освоения профессии, то есть становится активным и «подлинным субъектом своего личностного и профессионального развития» [2], а не пассивным слушателем теоретических и формально-практических курсов.

В детском доме-интернате для умственно отсталых детей (ГБУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат") ежегодно проводится летний лагерь, организуемый центрами помощи детям-сиротам. Целью данного проекта является привнесение разнообразия в распорядок жизни детского дома, побуждение интереса воспитанников интерната к внешнему миру, к творческой активности, к взаимодействию с другими людьми. Мы приходим к предположению о том, что добровольческая деятельность студента-психолога (как и вообще представителя «помогающий профессии») в рамках данного проекта качественно воздействует на систему ценностей и мотивов, на отношение к профессиональной роли, к процессу обучения.

Волонтёрская деятельность в психоневрологическом детском доме заключалась в организации и проведении творческих, игровых, развивающих занятий в группах для детей, имеющих умственную отсталость преимущественно умеренной и тяжелой степени тяжести. Она потребовала актуализации имевшихся на тот момент теоретических знаний и восполнения недостающих посредством углублённого изучения учебно-методических пособий и монографий, посвященных олигофренопедагогике, дефектологии. Полученные из этих источников знания о нейродинамических особенностях, о специфике когнитивных и эмоционально-волевых процессов, о структуре дефекта при олигофрении по возможности безотлагательно находили опытное применение при организации занятий с учётом зоны ближайшего развития ребёнка; позволили сформировать адекватные ожидания от результативности взаимодействия с умственно отсталыми детьми, ориентироваться на более гибкие критерии оценки, нежели при работе с условно здоровым ребёнком.

Опыт работы с умственно отсталыми детьми был получен до ознакомления с курсами специальной психологии, детской клинической психологии, психологии аномального развития, и это оказало влияние на последующее обучение. Теоретический материал находил сопоставление с полученными в ходе волонтёрской работы наблюдениями, становился благодаря соединению с чувственными образами наиболее доступным, ранжировался по степени полезности и применимости в практике.

Волонтёрство в социальных учреждениях, способствует переосмыслению учебного процесса, актуализации мотивов учебно-профессиональной деятельности, ориентированию студента на работу по специальности по окончании ВУЗа, включению теоретических положений при организации практической работы.

К сожалению, стоит отметить, что студенческая общественность мало уделяет внимания этому важному направлению деятельности. Озабочиваясь формами организации самодеятельности и воспитательной работы, студенческие активы зачастую отдают приоритет разнообразным формам досуга, забывая о главной цели своей профессиональной подготовки.

 

Литература:

  1. Вязова Н. В. Профессиональное волонтёрство как средство формирования личностного компонента готовности будущего психолога к инновационной деятельности // Вестник Тамбовского Университета. – 2008. - №1. – с. 24-33.
  2. Зачиняева Е. Ф. Профессионально-ориентированное волонтёрство как средство развития профессиональной идентичности будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2011. - №3. – с.134-137.
  3. Носова Ю. И. Волонтёрство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского Государственного Университета культуры и искусств. – 2012. - №3-1. – с. 62-65.
  4. Сикорская Л. Е. Волонтёрство как форма трудового воспитания студенческой молодёжи // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - №1. – с. 163-168.
  5. Сикорская Л. Е. Волонтёрство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. – 2006. - №1. – с. 211-213.
  6. Холина О. И. Волонтёрство как социальный феномен современного Российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011. - №8. – с. 71-73
  7. Словарь терминов по теории социальной работы под ред. Е. С. Медведевой URL: http://voluntary.ru/dictionary/853/word/volonterstvo (дата обращения: 14.10.2013)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ZZZoka (23.04.2015) | Автор: Шокалюк Олеся Викторовна E W
Просмотров: 403 | Теги: образование, университет, Обучение, детский дом, волонтёрство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0